Итак, в первой ситуации что делаем?
1. Инвентаризируем активы. Что у нас есть? Помещения, техника, оборудование, дебиторка, репутация, экспертиза, база знаний, клиентская база, программное обеспечение, лицензии, опытные сотрудники, интеллектуальная собственность.
2. Организовываем мозговой штурм. Что может быть востребовано через месяц, год? Есть возможность использовать эти ресурсы? Делаем SWOT-анализ. Лучше с внешним экспертом. Я так и сделал. Я не пришел в голову. Внешний, независимый взгляд может дать интересные, неожиданные идеи.
3. Нашли 2-3 достойный идеи? Изучаем рынок, маржинальность, мониторинг конкурентов, объемы, ограничения. Находим гипотезы, сверяемся с экспертами. Если уверены в успехе - начинаете действовать в новой парадигме.
4. Идей нет и вы сдались? Закрывается. Быстро! Пишем письма клиентам, арендодателям. Увольняем сотрудников.
5. Распродаем инвентаризованные активы. Кто их может купить? Бывшие конкуренты? Они больше не конкуренты, а потенциальные покупатели, клиенты. Вчера вы уже воевали с ними, сегодня уже нет. Они не победили вас. Вы проиграли сами себе. Те, кто остается на рынке, могут быть заинтересованными в ваших сотрудниках, клиентской базе, базе знаний, ПО, оборудовании, лицензии, брендах, партнерских договорах. Может быть, у вас были эксклюзивные цены от поставщиков? И это тоже ценность.
Я так делал в 2008 году, когда закрывались кадровые агентства. Получал их клиентов и сотрудников. Мы готовимся к совместному пресс-релизу для СМИ, объясним, что это как покупка бизнеса и наше расширение. От этого выигрывали все. Кто кроме прямых конкурентов может быть заинтересован в ваших активах? Подумайте, сделайте звонки лично. Продавайте быстро. Через неделю ваши активы вырастут, а активы подешевеют.
6. Что не удалось продать - отдавайте, дарите, выбрасывайте. Нет смысла платить за аренду. С 2014 года у меня лежат 5 роутеров. Зачем? Сейчас они устарели и совсем никому не нужны. Мне тогда удалось продать 15 ноутбуков. Более 10 отдать или продать по минимальной цене бывшим сотрудникам. А еще 3 лежат до сих пор.